новости наука практика разработки библиотека издательство
  о нас наши сайты контакты партнерыклиенты
Круглый стол в газете "Биржа"
 

 

Иудин А.А.

В четверг, 11 марта в газете «Биржа» состоялся круглый столе на тему: «Конкурентоспособность территории: как пробудить потенциал местных возможностей (на примере Заволжья и Сокольского района)». В работе круглого стола принимал участие научный руководитель НИСОЦ проф. Иудин А.А.

Среди вопросов, сформулированных газетой «Биржа» к круглому столу, первым был поставлен наиболее, на наш взгляд, интересный: «Может ли депрессивный район сам себя из депрессии вытащить?». Интересен этот вопрос самой постановкой – может ли депрессивный район сам решить свои проблемы. Этот вопрос автоматически рождает другой: «А кто, кроме самой территории, заинтересован в ее преуспевании?» Ответ один: «Никто!»

В последнее время сформировался расхожий миф о добром инвесторе, который намерен помочь городу, предприятию или району решить свои проблемы и готов для этого вкладывать деньги. При этом как-то упускается из виду то важное обстоятельство, что инвестор готов вкладывать деньги только из расчета грядущих прибылей. Если прибылей не ожидается, то и инвестора не будет. В конкурентном обществе нет благодетелей, но есть возможность участия в конкуренции.

Борьба за инвестора в развитие территории начинается с формирования благоприятного облика города или района (территории) у самих жителей – актуальных жителей территории. Если люди не любят свой город, район, свою территорию, то едва ли ее полюбит приезжий. При этом следует помнить, что актуальные жители и есть первые инвесторы, постоянно вкладывающие деньги в развитие территории. И тут мы прикасаемся ко второй проблеме: инвестором мы считаем только действительно богатого субъекта (человека или фирму), который может сразу вложить миллионы в новое дело. А, например, дачника, покупающего старенький домик и вкладывающего деньги в его ремонт, мы инвестором не считаем и чиним ему всяческие препоны под девизом: «Понаехали тут всякие!» А это действительно долговременный инвестор, способный привлечь к территории и других маленьких (а может быть и не очень маленьких) инвесторов.

Хочется подчеркнуть ценность маленьких инвесторов: они не уродуют территории. Они не выкапывают пруд на месте леса и не засыпают озеро для того, чтобы построить на его месте фабрику. Маленький инвестор сохраняет имеющееся социальное пространство. Он может построить кафе, гостиницу, спортплощадку и кровно заинтересован в сохранении (и приумножении) достоинств территории, ее природного ландшафта, чистоты ее вод и воздуха.

Первым шагом привлечения инвестора является создание атмосферы (а потом и инфраструктуры) гостеприимства. Территория должна научиться принимать гостей радостно. А это опять дело населения, актуальных жителей, хотя громадное значение имеет и политика властей – в том числе и просветительская, воспитательная. Сейчас много говорится о бренде города, района – территории – но бренд не сумеет быть эффективным, если актуальные жители не поверят в него, не будут жить и вести себя в соответствии с ним.

В заключение следует отметить, что перспективы у районов Нижегородской области большие – особенно велики они для удаленных территорий, куда жители областного центра ездят сравнительно редко и знают об этих районах мало. Но хотели бы знать больше. В связи с этим предоставляем читателям возможность ознакомиться с результатами исследования, проведенного НИСОЦ несколько лет назад, которые были опубликованы в газете «Биржа» в №№ 2, 5 и 7 за 2008 год.

А.А. Иудин

Вопросы «Биржи» для обсуждения:

1. Может ли депрессивный район сам себя из депрессии вытащить?

2. Чем привлечь инвестора и почему он обязательно должен придти?

3. Роль власть в развитии территории: мотиватор, финансист, организатор?

4. Что выгоднее: копировать других или создавать новый рынок?

-------------------------------------------------------------------------------------

Родные и пенаты ('Биржа' № 2 от 21.01.2008)

  • Анализ родственных и дружественных связей нижегородцев на территории области позволяет прогнозировать повышение цен на недвижимость в тех или иных районах.
  • Наибольшее число связей нижегородцы имеют с жителями Дзержинска и Сарова, а также Борского, Кстовского, Арзамасского, Семеновского, Городецкого, Богородского и Большеболдинского района.
  • Родственники нижегородцев чаще всего живут в Дзержинске и Арзамасе (17% и 14% соответственно).
  • Друзья нижегородцев проживают на территориях близких к областному центру. Среди них лидируют: Дзержинск, Борский, Кстовский, Балахнинский и Богородский районы.
  • Основные маршруты деловых поездок нижегородцев тесно связаны с промышленными центрами области: Дзержинском, Кстовским, Борским и Павловским районами.

  • Увеличение спроса на недвижимость в Дзержинске и Володарском районе, а также в Борском, Кстовском, Балахнинском и Богородском районах обусловлено не только близостью к Нижнему Новгороду, но и наличием прочных семейных и дружеских связей нижегородцев.
  • Дачи или сельские дома нижегородцев чаще всего располагаются на территории Борского, Богородского и Кстовского районов.
  • Существующая схема развития рынка дачного жилья через друзей и знакомых дает основания ожидать роста спроса на недвижимость в Арзамасском, Павловском, Семеновском и Городецком районах.

Подробнее

 

В информационной сети ('Биржа' № 5 от 11.02.2008)

  • Инвестиционная привлекательность района тем выше, чем больше внимания уделяют ему областные газеты и телеканалы.
  • Информированность горожан о районах и городах Нижегородской области носит стабильно низкий характер, т.е. нет абсолютно неизвестных территорий, но и ярких лидеров выделить нельзя.
  • Эффективным каналом донесения информации о районах области является телевидение, т.к. визуальных характер его сообщений обеспечивает лучшее запоминание. Горожане чаще отмечают, что они получили информацию о том или ином районе области именно из телевизионных передач.
  • Наибольшей частотой упоминания в СМИ отличаются крупные промышленные центры области (Саров, Дзержинск, Бор) и территории привлекательные в плане туризма (Большеболдинский и Дивеевский районы).
  • Среди районов области есть промышленные центры и территории богатые памятниками истории и культуры, о которых нижегородцы только слышали, но определенных ассоциаций не имеют.
  • Телевидение, прежде всего, обращает внимание на крупные города области и районы в непосредственной близости от Нижнего Новгорода. Информацию об удаленных территориях горожане скорее могут получить из прессы.

Подробнее

 

Дома не отдыхается ('Биржа' № 7 от 26.02.2008)

  • Жители Нижнего Новгорода не выражают особой заинтересованности в отдыхе на территории области. Внутренний туризм отличается преобладанием экскурсионных программ над отдыхом в местных санаториях. В целом следует отметить, что жители города в области отдыхают нечасто.
  • Наиболее популярными маршрутами экскурсионного туризма являются Дивеевский (40%) и Большеболдинский (35%) районы. Кроме того, нижегородцы посещают Городецкий (17%), Арзамасский (10%), Чкаловский (9%) и Семеновский (6%) районы.
  • Наибольшей популярностью среди нижегородцев пользуются пансионаты и санатории Городецкого района – 13% горожан проводили здесь свой отпуск.
  • Активный отдых, предполагающий экскурсии, походы и пикники преобладает над практикой проводить отпуск в оздоровительных лагерях, пансионатах и санаториях.
  • Среди территорий популярных в плане походов и пикников лидируют Кстовский и Борский районы (10% и 11% соответственно).

Подробнее

 

 

 
 
 
НИСОЦ