АНКЕТА
НАУЧНАЯ ШКОЛА
 

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в исследовании процессов формирования и функционирования научных школ. Для заполнения анкеты достаточно, щелкнув мышкой, отметить тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению. Если ответ на вопрос требует ввода текста или числа, то данные надо писать в окне ввода, расположенном рядом с вопросом.
Важно! Анкету можно пройти только один раз. Даже если Вы просто просмотрите анкету, не отвечая ни на один вопрос, и нажмете кнопку «Далее» на последней странице, Вы увидите сообщение: «Запись добавлена успешно. Спасибо за участие!» После этого при попытке пройти анкету снова Вы будете получать сообщение: «Вы заполнили данную анкету ранее. Благодарим за участие!»
Анкета анонимная, подписывать ее не надо. Заранее благодарим Вас за участие в работе.

1. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА. КАКОЙ ТЕЗИС И В КАКОЙ МЕРЕ СООТВЕТСТВЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОНЯТИЮ НАУЧНАЯ ШКОЛА:

 Категорически
не согласны
Скорее
не согласны
Затрудняетесь
ответить
Скорее
согласны
Совершенно
согласны

Сложившиеся традиции, которых придерживается группа ученых-исследователей

Ученики известного ученого, подготовившие под его руководством кандидатские или докторские диссертации

Форма организации тесного, постоянного и неформального общения ученых

Инструмент воспитания определенного способа подхода к проблемам

Эффективная модель трансляции культурных норм и ценностей научного сообщества от старшего поколения к младшему

Позиция, которой придерживается одна группа ученых в отношении других

Организационное единство научного творчества и процесса научного исследования в процессе обучения

Научное сообщество, члены которого придерживаются определенной системы научных взглядов и методов исследования

Научный коллектив, работающий под началом авторитетного лидера

Наличие оригинальной научной теории

Наличие оригинальных научных методов и подходов

Наличие учеников, работающих в русле научных наработок школы

Образование и функционирование научной школы невозможно без юридического закрепления, без нормативно-правовой регламентации

Научному коллективу должен выдаваться документ (свидетельство, диплом) о признании его научной школой

Всякой научной школе необходима финансовая (грантовая) поддержка


СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО НАУЧНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА ИМЕТЬ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ «ВЕДУЩАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА»?

2. КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ В ОБЩЕСТВЕ НАУЧНАЯ ШКОЛА?

 Категорически
не согласны
Скорее
не согласны
Затрудняетесь
ответить
Скорее
согласны
Совершенно
согласны

Создание кумулятивного (синергетического) эффекта, способствующего значительному повышению эффективности научной работы

Обучение и воспитание молодых ученых

Воспроизводство нескольких поколений ученых-приверженцев научной парадигмы, созданной в рамках данной научной школы

Выработка общих ценностей и стиля научного мышления

Непосредственный контакт учителя с учениками, так как в исследовательском поиске всегда содержатся не формализуемые компоненты, которые не могут быть усвоены иначе, как путем прямого общения

Создание неформального коллектива, обеспечивающего кооперацию ученых в научной деятельности

Приращение научного знания в результате борьбы научных школ между собой

Создание оптимальных условий для преемственности научного знания и методологии исследования

Научная школя – это форма изоляции ученых от остальной части научного сообщества

Научная школя ограничивает коммуникацию ученых с представителями других направлений

Научная школя способствует сужению научного кругозора на основе игнорирования альтернативных подходов к решению научных проблем

Способ повышения престижа организации, в рамках которой функционирует научная школа

Катализатор обновления образовательной системы, модификации учебного процесса, появления новых учебных дисциплин

Механизм противодействия псевдонаучным и лженаучным идеям

Средство отбора молодых ученых, способных к научно-исследовательской деятельности

Механизм продвижения научных идей в массовое сознание

Проведение научных исследований, производство нового знания


Другое. Что именно:

 

3. ПРИЗНАКИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ. КАКОЙ ТЕЗИС И В КАКОЙ МЕРЕ СООТВЕТСТВУЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРИЗНАКУ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ:

 Категорически
не согласны
Скорее
не согласны
Затрудняетесь
ответить
Скорее
согласны
Совершенно
согласны

Рождение научной школы – это уникальное и редкое явление

Рождение современной научной школы обязательно требует внешней финансовой и организационной поддержки

Научная школа может существовать только при наличии государственной поддержки

Научная школа может быть сформирована только учеными из разных стран

Научную школу можно создать как временный творческий коллектив для решения конкретной задачи

Существование научной школы – симптом незрелости науки

Чертой современной науки является общность теоретических и методических позиций всех представителей данной дисциплины

Научная школа всегда формируется под влиянием лидера

Лидер научной школы – это крупный ученый, выдвинувший и доказавший научную идею

Лидер научной школы – это крупный ученый, сформулировавший основы исследовательской программы для разработки своей научной идеи

Лидер научной школы – это крупный ученый, обладающий личным и научным авторитетом

Лидер научной школы – это крупный ученый, организатор, осуществивший исследовательскую программу совместно с возглавляемым им коллективом

Современные научные школы – это просто организационные объединения, в которых вследствие малой текучести кадров сохраняются стабильные группы сотрудников в течение многих лет

Варьирование взглядов внутри научной школы создает предпосылки для появления раскола и исчезновения школы

Варьирование взглядов внутри научной школы является необходимым условием для ее развития

Научная школа должна развиваться в рамках академической науки

Научная школа должна развиваться в рамках вузовской науки

Научная школа должна развиваться рамках отраслевой науки

Для обозначения научной школы достаточно признание ее наличия со стороны научного сообщества

Есть существенные отличия научных школ в естественнонаучной и гуманитарной сферах знания


В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОТЛИЧИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРАХ ЗНАНИЯ?

4. В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РАМКАХ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИЛУЧИШИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ НАУЧНАЯ ШКОЛА?

 Категорически
не согласны
Скорее
не согласны
Затрудняетесь
ответить
Скорее
согласны
Совершенно
согласны

Университетской лаборатории

Кафедры

Межкафедрального объединения

Факультета

Университета как сообщества межфакультетских научных коллективов

Профильного вуза

Лаборатории научно-исследовательского института

Научно-исследовательского института

Международной научной группы


Другое. Что именно:

5. КАКИЕ ФАКТОРЫ И КАК ВЛИЯЮТ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

 Негативный
фактор
Скорее
негативный
фактор
Затрудняетесь
ответить
однозначно
Скорее
позитивный
фактор
Позитивный
фактор

Региональные научные гранты

Федеральные научные гранты

Международные научные гранты

Дискуссии внутри научной школы между лидером и его учениками

Научная конкуренция

Реорганизации структурных подразделений, на базе которых существуют школы

Создание четкой бюрократической системы управления научной деятельностью

Деятельность министерства науки и образования РФ

Реорганизация системы национальной академии наук

Замена лидера научной школы


Другое. Что именно:

6. КАКИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ И В КАКОЙ МЕРЕ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ПРИЗНАНИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ?

 Главный
критерий
Второстепенный
критерий
Несущественный
критерий
Излишний
критерий

Проведение ежегодного научно-представительского мероприятия под эгидой научного лидера школы

Издание своего журнала, входящего в перечень ВАК РФ

Официальное признание на национальном уровне

Официальное признание на международном уровне

Регистрация научной школы Ученым советом организации

Наличие исследовательской программы по актуальному научному направлению

Защита докторских и кандидатских диссертаций, подготовленных под руководством ученых научной школы

Выполнение НИР по тематике научной школы, поддерживаемых грантами (РФФИ, РГНФ и др.)

Наличие постоянных творческих связей с ведущими российскими и зарубежными учеными в форме совместных научных работ и публикаций

Публикация представителями научной школы монографий, сборников статей, учебно-методических пособий, лекционных курсов по направлению деятельности научной школы

Высокий общий индекс цитирования публикаций членов научной школы

Участие членов научной школы в редакционных советах научно-практических рецензируемых журналов

Членство представителей научной школы в диссертационных советах

Наличие дипломов, почетных грамот, государственных награду членов научной школы


Другое. Что именно:

7. КАКИЕ ПРИЗНАКИ МОГУТ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ?

 Главный
признак
Второстепенный
признак
Несущественный
признак
Излишний
признак

Сведения о выполненных научно-исследовательских работах по региональным, федеральным и международным научным программам, грантам и др.

Список защищенных докторских и кандидатских диссертаций по направлению научной школы

Список изданных монографий по направлению научной школы

Список опубликованных работ представителей школы

Список изданных (принятых к публикации) статей в изданиях, рекомендованных ВАК

Список изданных и принятых к публикации статей в зарубежных рецензируемых журналах

Индекс цитируемости научных работ представителей школы

Сведения об участие в конкурсах научно-исследовательских работ по региональным, федеральным и международным научным программам, грантам и др.

Сведения о патентно-изобретательской деятельности

Сведения об участии во всероссийских конференциях с научными докладами, в российских выставках

Сведения об участии в международных конференциях с научными докладами, в международных выставках


Другое. Что именно:

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ

8. ПОЛ:   Мужской Женский 9. ВОЗРАСТ
полных лет

10. УКАЖИТЕ ВАШ НАУЧНЫЙ СТАТУС:

(Можно выбрать несколько вариантов ответа)

Кандидат наук

Доктор наук

Доцент

Профессор

Старший научный сотрудник

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Член диссертационного совета

Член редколлегии журнала, входящего в перечень ВАК

Член редколлегии зарубежного рецензируемого журнала


11. ВЫ РАБОТАЕТЕ В РАМКАХ:

Академической наукиОтраслевой наукиВузовской науки

12. СКОЛЬКО АСПИРАНТОВ (АДЪЮНКТОВ, СОИСКАТЕЛЕЙ) ЗАЩИТИЛИ КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ ПОД ВАШИМ НАУЧНЫМ РУКОВОДСТВОМ?
13. СКОЛЬКО ДОКТОРОВ НАУК ПОДГОТОВЛЕНО ПРИ ВАШЕМ НАУЧНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ?
14. КАКОЕ ЧИСЛО ПУБЛИКАЦИЙ ВЫ ИМЕЕТЕ?
15. В ТОМ ЧИСЛЕ МОНОГРАФИЙ

16. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, В КОТОРОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ:

 Категорически
не согласны
Скорее
не согласны
Затрудняетесь
ответить
Скорее
согласны
Совершенно
согласны

Обычно я работаю индивидуально

Нередко это временный научный коллектив под конкретный проект

Постоянное содружество ученых

Ведем разработку оригинальных научных идей

Используем оригинальные методы исследований

Разрабатываем идеи и методы своих научных предшественников (учителей)

Разрабатываем собственные идеи и методы

Периодически имеем научные гранты

Имеем государственное (бюджетное) финансирование

Имеем заказы различных организаций

Являюсь руководителем отдельных тем и/или проектов

Являюсь руководителем своего научного коллектива

Считаю, что работаю в рамках самостоятельной научной школы

Являюсь лидером научной школы

Наша научная школа имеет признание в кругу профессионального сообщества

Наша научная школа имеет официальное признание


17. ЕСЛИ ВАША НАУЧНАЯ ШКОЛА ИМЕЕТ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ, ТО КАКОВА ФОРМА (ВИД) ЭТОГО ПРИЗНАНИЯ?

18. ПОЖАЛУЙСТА, УКАЖИТЕ В КАКОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ:

 
История
Педагогика и психология
Политология
Филология
Искусствоведение
Право
Философия и культурология
Социология
Экономическая теория, финансы и мировая экономика
Отраслевая и региональная экономика
Математика и механика
Физика
Органическая и неорганическая химия, химические технологии
Науки о Земле
Проблемы нефти и газа
 
Проблемы разработки месторождений твердых полезных ископаемых
Электроника, измерительная техника, радиотехника и связь
Энергетика, электрификация и энергетическое машиностроение
Машиностроение
Металлургия и металловедение
Строительство и архитектура
Транспорт
Управление, вычислительная техника и информатика
Биологические науки
Медицинские науки
Сельскохозяйственные науки
Проблемы флота и кораблестроения
Авиационная и ракетно-космическая техника

19. МЕСТО ВАШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ

Мы были бы вам признательны, если бы вы оставили свой комментарий по поводу затронутой проблематики